Среда, в которой растёт ребенок, играет важную роль в формировании
его поведения, в выработке вкусов, привычек. Вот почему так важно, чтобы
домашняя обстановка, семейный уклад, быт положительно воздействовали
на ребенка. Это требует от взрослых большого внимания к своему
поведению. А мы, взрослые, иногда при детях бываем несдержанны, резки,
допускаем ненужные разговоры. Иногда достаточно бросить одну
необдуманную фразу в присутствии ребенка, для того чтобы у него
зародилось сомнение, обострился интерес к тем жизненным явлениям,
которые в дошкольном возрасте еще ему недоступны и он их понимает
своеобразно, искаженно. Пример:
Шестилетняя Лена увлеченно играет в своем уголке с
куклами, и, кажется, ничто, кроме кукол, ее не интересует. А мама Лены в
это время беседует со своей знакомой. Их оживленный разговор иногда
переходит в шепот, когда они говорят о том, «что детям знать нельзя».
Лена это понимает и делает вид, что занята куклой, а сама прислушивается
к разговору, стараясь не пропустить ни одного слова: оказывается их
соседка Лидия Тимофеевна совсем не мама Вити, а лишь чужая тетя! Теперь
Лена расскажет об этом Витьке: пусть не воображает! Она скажет ему, что
Лидия Тимофеевна «напрасно кладет на него силы», ведь от него «все
равно никакого толку не будет».
Наташу привели в детский сад раньше обычного. Воспитательница
обратила внимание, что лицо у Наташи грустное, она не играет, не может
найти для себя занятие. Воспитательница обратилась к девочке: Ты не
заболела, Наташенька? У тебя не болит головка?» Наташа прижалась к
воспитательнице и поведала ей свое юре: «Я сегодня, ночью не спала, мама
с папой громко ссорились. Папа обижал маму. Я хотела заступиться за
маму, а папа толкнул меня». Слезы текут по щекам девочки. Это первая
тяжелая драма, пережитая маленьким человеком, который познает мир. Самые
близкие, любимые люди, которым по праву положено ввести ребенка в мир
прекрасных, добрых чувств, оскверняют эти чувства! Пройдет много
времени, ребенок вырастет, но первое горе, вызнанное близкими, оставит
след в его душе.
В результате таких серьезных ошибок у ребенка возникает нервозность,
отчужденность, недоверие к людям, авторитет родителей падает. Бережное
отношение к чувствам детсй— необходимое условие их воспитания.
Ребенок легко поддается внушению со стороны взрослых, это
характерная его особенность. Дошкольнику нетрудно внушить, что он шалун,
что он непослушен, если он постоянно будет об этом слышать от взрослых.
Подчас родители мирятся с недостатками в характере ребенка,
неправильно считая, что они у него врожденные или унаследованы от отца с
матерью, других родственников. Безусловно, нередко многими чертами
характера ребенок напоминает родителей. Но не потому, что он получил их
«в наследство», а в результате постоянного общения с ними, в силу
подражания.
Конечно, нельзя отрицать роли наследственности в формировании
личности ребенка. Врожденные особенности нервной системы сказываются на
его поведении. Учитывая это, надо подходить к разным детям по-разному.
Если это не учитывается, если родители одинаково подходят к различным по
своим особенностям детям, то и результаты получаются нередко
отрицательные. Надо почаще включать детей в занятия трудом, не слишком
утомляющие, но вместе с тем требующие напряжения, усидчивости, например:
физическая работа со взрослыми на воздухе (в цветнике, в огороде, по
расчистке дорожек от снега и т. п.), изготовление игрушек-самоделок,
лепка, занятия с конструктором.
|