Воспитательное воздействие семьи постоянно, непрерывно—в этом его сила.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы
разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,
читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение.В
воспитательной работе нет пустяков. Мелочи действуют регулярно,
ежедневно, ежечасно…»— говорил А. С. Макаренко.
Личный пример родителей и воспитателей производит на ребенка большое
впечатление. К ним относится он с любовью и симпатией. Ребенок уверен в
том, что его папа и мама, любимая воспитательница—самые хорошие, самые
красивые и справедливые люди. Он верит в это, и все, что делают его
родители, педагоги, он считает важным и необходимым, мечтает стать
таким, как они. Пример:
Васе 6 лет. Он очень хочет быть похожим на своего отца,
подражает ему в движениях, походке, ходит, заложив руки за спину,
старается говорить баском, отрывисто. Он часто повторяет услышанное от
взрослых: «Я весь в папу».
Склонность детей дошкольного возраста к подражанию ярко проявляется в
творческих, ролевых играх. В играх дошкольники отражают окружающую их
жизнь, они подражают и взрослым людям, и своим сверстникам. В играх
детей порой мы можем видеть себя, как в зеркале. Вот малышка берет на
руки куклу, нежно качает ее —так, как это делает мама, когда укладывает
спать младшую сестренку или садится в кресло, закинув ногу на ногу, и
«читает» газету точно так, как это делает ее старшин брат.
Суждения и поступки отца и матери, воспитателей, независимо от того,
хорошие они или дурные, малышом в большинстве случаев оцениваются как
положительные.
Пятилетняя Наташа во время игры в куклы обращается к
своему товарищу Тиме: «Ты будешь папой. Будешь ходить на работу,
приносить деньги и пить водку». Тима не соглашается: «На работу я буду
ходить, а водку пить не буду». Наташа старается убедить Тиму: «Папы
всегда пьют водку».
Одна из воспитательниц детского сада рассказывала: «Я всегда
помнила, что мое поведение должно быть для детей достойным примером. И
вот однажды я допустила ошибку: на территории детского сада подросток,
играя, ударил мячом одного из наших малышей.
Я не сдержалась, наговорила ему массу грубостей. А потом мне было
очень стыдно, когда Марина, изображая меня в игре, повторила эту
грубость».
На поведении детей отражается не только то, что они самя видят, но и
то, что они узнают из рассказов взрослых, из читаемых им книг.
|